Русская школа за рубежом. Вопросы и ответы.Материалы Всемирного конгресса соотечественников, Москва, 30 ноября 2018

Уважаемые коллеги!

На Всемирном конгрессе соотечественников в Москве делегаты получили документы, которые касаются работы русских школ за рубежом и преподавания русского языка как иностранного. Материалы подготовлены совместно с Россотрудничеством и институтом русского языка им.А.С.Пушкина.

Ответы на вопросы, полученные от соотечественников, в рамках подготовки к секции «Сохранение русской идентичности: поддержка русскоязычного образования» VI Всемирного конгресса соотечественников.

Часть I

1. Существует ли организованная система работы с русскими школами за рубежом, и какая структура в Правительстве РФ за это отвечает?

Система работы с русскими школами организована в соответствии с Концепцией «Русская школа за рубежом», утвержденной Президентом Российской Федерации 4 ноября 2015 года. Согласно указанной Концепции, основными субъектами, осуществляющими практическую деятельность по ее реализации, являются МИД России, Минпросвещения России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Россотрудничество, а также другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К реализации Концепции также привлекаются российские образовательные организации, общественные организации и объединения, СМИ, государственные корпорации и бизнес-структуры с учетом их потенциала в области взаимодействия с зарубежными партнерами.

Для обеспечения доступа иностранных образовательных организаций с преподаванием на русском языке к российским образовательным, методическим и информационным ресурсам Россотрудничеством создан интернет-портал «Система поддержки русских школ». На ресурсе представлена актуальная информация об образовательных мероприятиях для обучающихся и преподавателей, семинарах и конференциях, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки для преподавателей, культурных мероприятиях и акциях, а также предоставляются актуальные учебно-методические материалы по российским образовательным технологиям, методам обучения и воспитания. Зарегистрированным пользователям предоставлен бесплатный доступ к электронной библиотеке «Мой русский», содержащей более 180 000 наименований изданий.

2. Существуют ли какие-либо положения/правила/законы для работы русских школ за рубежом? Можно ли с ними ознакомиться в едином источнике?

С нормативными и методическими документами для русских школ за рубежом можно ознакомиться на портале «Система поддержки русских школ» (http://russchools.org/) в базе нормативных документов и банке методических материалов.

3. Какая поддержка оказывается русским школам за рубежом? Какую помощь представительство Россотрудничества в зарубежной стране должно оказывать школам русского языка в организации учебной деятельности и проведении культурных мероприятий, направленных на популяризацию русского языка за рубежом? Существует ли официальный реестр школ русского языка, работающих за рубежом? Как школа может в него попасть? Требуется ли для этого аккредитация?

Виды государственной поддержки, оказываемой русским школам за рубежом (в том числе школам русского языка, школам дополнительного образования и другим организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным и/или дополнительным общеобразовательным программам полностью или частично на русском языке и/или в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), определены Концепцией «Русская школа за рубежом», утвержденной Президентом Российской Федерации 4 ноября 2015 года. В соответствии с указанной Концепцией государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

а) информационная поддержка;

б) методическая поддержка;

в) материально-техническая поддержка;

г) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом.

Россотрудничество участвует в оказании государственной поддержки русских школ за рубежом, предусмотренной Концепцией. В частности, в рамках информационной и методической поддержки Россотрудничество проводит комплексные мероприятия, направленные на продвижение достижений российской науки, культуры, образования и русского языка за рубежом.

В целях организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом Россотрудничество проводит мероприятия по повышению квалификации и переподготовке кадров для образовательных организаций с преподаванием за рубежом русского языка и на русском языке.

В рамках выполнения мероприятий по материально-технической поддержке русских школ за рубежом Россотрудничество организует поставку в свои представительства учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе, культуре России, истории России и по предмету «Окружающий мир», а также художественной литературе российских авторов по обеспечению организационно-методической поддержки русских школ. Заявка на поставку литературы формируется представительством Россотрудничества с учетом заявок, поступающих от русских школ за рубежом. Мероприятия по улучшению учебных помещений и мер по совершенствованию учебной, компьютерной техники, информационно-коммуникационного оборудования и специализированного программного обеспечения по линии Россотрудничества не осуществляются.

Реестр русских школ за рубежом ведется Россотрудничеством на портале «Система поддержки русских школ» (http://russchools.org/). Любая организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам общего и (или) дополнительного образования, включая преподавание русского языка, может быть включена в этот реестр, самостоятельно зарегистрировавшись на указанном портале. Аккредитация для включения в реестр не требуется.

4. Может ли русская школа за рубежом выдавать своим ученикам документ о прохождении обучения в школе с указанием программы, который может быть принят в общеобразовательной школе РФ?

В Российской Федерации признается иностранное образование, подпадающее под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученное в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемого в них образования, полученному в Российской Федерации, устанавливается Правительством России. В случае если иностранная организация не соответствует этим условиям, гражданин может обратиться с письменным заявлением о признании иностранного образования в Рособрнадзор. Подать заявление можно и с использованием возможностей сети Интернет.

Рособрнадзор в установленном порядке проводит экспертизу, в рамках которой происходит оценка уровня образования, определение равноценности академических прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, правам, предоставляемым обладателям соответствующего образования в Российской Федерации. Подробная информация размещена по ссылке: http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/public_services/recognition_of_documents/.

5. Существуют ли какие-нибудь фонды/ассоциации/организации, оказывающие финансовую поддержку русским школам за рубежом? Если да, как с ними связаться? Возможна ли подготовка единого списка организаций, оказывающих поддержку русских школ за рубежом с указанием их контактных данных?

Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 г. № 796 создан фонд «Русский мир». Данная организация предоставляет гранты на конкурсной основе российским и иностранным некоммерческим организациям, а также гражданам или лицам без гражданства на реализацию проектов, целью которых является популяризация русского языка, поддержка программ его изучения, расширение культурно-гуманитарного сотрудничества c Российской Федерацией, содействие деятельности зарубежных русскоязычных средств массовой информации. С информацией о грантовых программах фонда можно ознакомиться, пройдя по ссылке https://russkiymir.ru/grants/.

Поддержку русским школам за рубежом, в том числе и в качестве прямой спонсорской помощи, осуществляют и другие общественные организации и объединения, государственные корпорации, расширяющие свое присутствие за рубежом, бизнес-структуры. В частности, различные образовательные проекты реализует АНО «Русская гуманитарная миссия (http://rhm.agency/o-nas.html).

Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина в рамках просветительской деятельности обучает иностранных граждан на базе собственных филиалов и посредством Интернет-портала, которым постоянно пользуются 1 млн 300 тыс. человек из 190 стран мира. Также гранты российским и иностранным НПО выделяет Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова.

Составление единого исчерпывающего списка организаций, оказывающих поддержку русских школ за рубежом, невозможно ввиду самостоятельности и инициативности действий этих организаций.

6. Осуществляется ли помощь государства русским образовательным организациям, расположенным за пределами РФ, и не входящим в структуры школ при дипломатических представительствах в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, в обеспечении учебниками в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)?

Как можно выполнить запрос на поставку учебников по русскому языку для русских школ дополнительного образования за рубежом?

Как можно выполнить запрос на поставку учебников по русскому языку для русских школ за рубежом, работающих с детьми билингвами? Существуют ли специальные учебники по русскому языку для детей-билингвов и можно ли их получить?

Как можно выполнить запрос на поставку учебников по всему циклу предметов, входящих в программу обучения РФ (для последующей сдачи ЕГЭ), для русских школ за рубежом?

В рамках своих полномочий Россотрудничество организует поставку учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе, культуре, истории России и по предмету «Окружающий мир», а также художественной литературы российских авторов на русском языке (в рамках российской школьной программы) в представительства Россотрудничества за рубежом, в том числе для русских школ (классов). Перечень поставляемой литературы формируется в соответствии с заявками, составленными представительствами Агентства за рубежом.

При составлении перечня также учитывается наличие указанных в заявке наименований изданий на книгоиздательском рынке в России. Запрос на поставку учебников необходимо направить в представительство Россотрудничества за рубежом.

7. Существуют ли программы и проекты в рамках развития российского образования за пределами РФ, поддерживаемые Российским государством? Какие? Где узнать информацию?

На официальных сайтах Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Россотрудничества размещена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», в рамках которой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском в иностранных государствах, а также мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры.

В рамках Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина действует международная волонтерская программа «Послы русского языка в мире». Участники данной программы (студенты, аспиранты и молодые специалисты в возрасте от 18 до 30 лет) с помощью игровых средств и интерактивных форм знакомят иностранных школьников с русским языком, культурой и литературой, а также повышают грамотность и популяризируют отечественную литературу среди российских школьников и молодежи.

Указанная программа начала свою деятельность осенью 2015 года. По результатам конкурсных отборов послами русского языка стали 123 человека (в 2015 году было подано более 1 000 заявок, в 2016 – более 3 000) из 45 образовательных организаций высшего образования. Все волонтеры программы проходят специальный курс подготовки на портале «Образование на русском» и в очном формате на базе Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина. С начала реализации программы волонтеры провели просветительские мероприятия для 12 280 человек. Информация о программе содержится на сайте http://www.pushkininstitute.ru.

С 1972 года проводится Международная олимпиада по русскому языку для зарубежных школьников. Учредителями олимпиады является Министерство просвещения Российской Федерации, Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, Международная ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Россотрудничество. С целью расширения контингента участников Международной олимпиады ее отборочный этап и полуфинал в зарубежных странах проводятся в дистанционном режиме с использованием портала «Образование на русском» (www.pushkininstitute.ru), а финальный этап – в очной форме на территории Российской Федерации. В финале участники проходят испытания по двум конкурсным направлениям: для обучающихся старших классов зарубежных школ, изучающих русский язык как иностранный, и для обучающихся старших классов зарубежных школ с русским языком обучения. В результате финальных испытаний определяются абсолютные победители Олимпиады и призеры специальных номинаций Олимпиады. Абсолютные победители получают сертификаты, предоставляющие право на обучение в Институте Пушкина или иной образовательной организации высшего образования, подведомственной Министерству образования и науки Российской Федерации, по программам филологической/лингвистической направленности за счет средств бюджета Российской Федерации в рамках квоты Правительства РФ на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства. За прошедшие годы участниками финалов Олимпиады, которые проходят в Москве в Институте Пушкина, стали более 3 000 зарубежных школьников.

Помимо XVI Международной олимпиады по русскому языку для зарубежных школьников (июль – декабрь 2018 г.) на портале проводятся онлайн-этапы следующих олимпиад и конкурсов: Международный конкурс профессионального мастерства для преподавателей русского языка как иностранного (июнь – ноябрь 2018 г.), кроме того, портал является постоянным партнером онлайн-олимпиады «Русский с Пушкиным».

8. Русские школы выходного дня и дополнительного образования являются в реальности «клубами по интересам». Для здорового функционирования нужна профессиональная поддержка из России. Например, среди польских школ каждый год происходит выбор лучшей школы среди всех действующих школ. Этот выбор осуществляется через серию конкурсов-тестов в течение года по критериям, выдвинутым Министерством образования Польши. Школа-победитель весь год получает финансовую и иную поддержку. Возможно ли это для русских школ выходного дня и дополнительного образования за рубежом?

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Минпросвещения России обеспечивает проведение различных олимпиад и конкурсов по русскому языку. Конкурсы среди преподавателей с целью поиска лучших педагогических практик проводит Россотрудничество. Различные конкурсные и грантовые программы реализуются общественными организациями и фондами, бизнес-структурами и иными заинтересованными организациями. Условия участия и возможные формы поддержки победителям определяются организаторами в каждом конкретном случае.

Информация о мероприятиях размещается на официальных сайтах представительств Россотрудничества за рубежом, в социальных сетях и на портале «Система поддержки русских школ» (http://russchools.org/).

Методическая поддержка образовательным организациям за рубежом оказывается и в рамках партнерской сети «Институт Пушкина». Партнерская сеть «Институт Пушкина» – это добровольное объединение юридических лиц, разделяющих общие подходы к продвижению, популяризации русского языка и литературы, а также осуществляющих активную деятельность, направленную на создание условий для обеспечения общедоступности программ изучения русского языка, открытого образования на русском языке в мире.

По состоянию на май 2018 года заключены договоры о сотрудничестве более чем с 90 центрами партнерской сети «Институт Пушкина» в 35 странах мира. В текущем году планируется развитие и расширение деятельности созданных центров: методическая поддержка, семинары повышения квалификации, развитие программ тестирования, в том числе уникальной системы тестирования для детей-билингвов.

В 2018 году Институтом Пушкина разработана информационная система государственного и сертификационного тестирования «Русский-тест». В настоящее время для организации тестирования доступны следующие типы тестов:

— Русский язык как иностранный – для получения гражданства РФ;

— Русский язык как иностранный в системе ТРКИ: ТЭУ, ТБУ, ТРКИ-l, ТРКИ-II;

— по программам сертификационного тестирования Института Пушкина «Русский язык повседневного общения для взрослых» разработаны тесты для всех уровней владения русским языком: уровень начального владения (А1 и А2), уровень продвинутого владения (В1 и В2), уровень свободного владения (С1 и С2).

Система тестирования работает в дистанционном формате, позволяет тестировать кандидатов из любой точки мира, где есть подключение персональных компьютеров к Интернету. Тестирование проводится с элементами прокторинга, позволяющего идентифицировать личность пользователя и контролировать процесс тестирования.

В настоящее время базы данных тестовых заданий системы тестирования «Русский-тест» включают в себя более 9 тыс. вопросов.

В 2018 году на портале «Образование на русском» (www.pushkininstitute.ru) Институт Пушкина проводит конкурс профессионального мастерства для преподавателей РКИ, победители которого получают возможность пройти стажировку (повышение квалификации) в Институте Пушкина в Москве.

Институт Пушкина также осуществляет методическую поддержку педагогов-русистов. Так, преподаватели русского языка, сопровождающие национальные команды школьников-участников Международной олимпиады по русскому языку для зарубежных школьников, проходят обучение по программе повышения квалификации, которая проходит во время финала Олимпиады в Москве.

На портале «Образование па русском» еженедельно проводятся вебинары, посвященные актуальным вопросам изучения русского языка, русской литературы, а также методики их преподавания. Любой желающий может принять в них участие бесплатно. Расписание, анонсы и видеозаписи прошедших вебинаров размещены на портале.

9. В ряде стран существует финансирование преподавательской работы учителей, преподающих язык в стране с большим количеством иммигрантов за счет национального бюджета страны происхождения мигрантов. Существует ли подобная практика в Российской Федерации в отношении преподавания русского языка в странах с большим диаспоральным присутствием? Если нет, то планируется ли подобная работа?

Подобная форма поддержки действующими государственными программами не предусмотрена.

С 1 февраля 2018 г. в обновленной форме вступила в силу программа фонда «Русский мир» «Профессор Русского мира». Данная программа призвана систематизировать работу по командированию российских специалистов за рубеж по приглашениям их иностранных партнеров и организовать преподавание русского языка и других предметов на местах, отдав предпочтение наиболее важным и эффективным проектам.

Предполагается, что в рамках Программы «Профессор Русского мира» фонд будет на конкурсной основе предоставлять гранты (пожертвования) как зарубежным образовательным организациям, так и российским учебным заведениям (а также – по особому решению – физическим лицам) на осуществление российскими специалистами преподавательской деятельности за рубежом.

10. Просьба предоставить точный перечень документов, необходимых для получения государственной аккредитации и лицензирования российских образовательных организаций (школ), расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также описание точного механизма деятельности и совершения данных процедур. К сожалению, рекомендация ознакомиться с информацией на сайте Рособрнадзора не очень помогает, так как четкий перечень и механизм действий там очень тяжело отыскать. Существует ли возможность закрепить специалиста профильного ведомства для работы именно по данному направлению? Какая поддержка может быть получена преподавателями русского языка в иностранных ВУЗах и других национальных учебных заведениях?

Вопросы получения государственной аккредитации и лицензирования российских образовательных организаций (школ), расположенных за пределами территории Российской Федерации, находятся в ведении Рособрнадзора, которым принимаются соответствующие нормативные документы и методические рекомендации. На официальном сайте Рособрнадзора в подразделах «Лицензирование образовательной деятельности» (http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/public_services/licensing/) и «Государственная аккредитация» (http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/public_services/accreditation/) раздела «Государственные услуги» представлены перечни необходимых документов.

Рекомендации для иностранных образовательных организаций по прохождению процедуры государственной аккредитации также размещены на сайте Национального аккредитационного агентства в сфере образования, являющего подведомственным учреждением Рособрнадзора (http://www.nica.ru/ru/accreditation/recommendations).

11. Существуют ли между Российской Федерацией и зарубежными странами специальные договоры, которые предусматривают поддержку русского языка в среде диаспор?

Международные договоры Российской Федерации могут напрямую затрагивать вопросы, связанные с русским языком и языком соответствующей страны. Так, например, Договор между Россией и Францией (ратифицирован постановлением Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 года N 3797-1) в статье 17 содержит взаимное обязательство сторон поддерживать всеми возможными средствами изучение и распространение французского языка в России и русского языка во Франции.

В ряде случаев международные договоры, определяющие правовые основания для деятельности культурных центров, могут затрагивать вопросы распространения соответствующих языков. Так, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о деятельности культурно-информационных центров в статье 5 содержит обязательства сторон в рамках законодательства своего государства и на основе взаимности обеспечивать необходимые условия для деятельности центров и выполнения ими своих функций, в том числе в части организации курсов по изучению национальных языков и культур, а также осуществлять программы повышения квалификации преподавателей языков.

12. Каким образом можно организовать пункт приема ЕГЭ в странах, где нет посольских школ с полным циклом обучения? Желающие вынуждены ездить для сдачи ЕГЭ в соседние страны, где есть школы с полным циклом обучения или же в Россию. Есть ли возможность создания дополнительных пунктов приема ЕГЭ на базе действующих русских школ за рубежом?

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400 (Далее – Порядок), проведение государственной итоговой аттестации (основного и единого государственного экзамена – ОГЭ и ЕГЭ) возможно в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих образовательные программы среднего общего образования, которые имеют государственную аккредитацию, и загранучреждениях. Разъяснения относительно прохождения процедуры государственной аккредитации приведены в ответе на вопрос 10.

Для организации приёма ЕГЭ школа должна соответствовать требованиям, определенным Порядком и Методическими рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации (www.ege.edu.ru), включая требования к металлоискателю, системам видеонаблюдения, оборудованию для организации печати контрольно-измерительных материалов в аудиториях, лингафонной аппаратуры для проведения экзамена по иностранному языку, к помещениям и персоналу. Проверка соблюдения вышеописанных требований, а также подготовка персонала осуществляется Рособрнадзором и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный центр тестирования», в том числе, при необходимости, путем направления командируемых специалистов и руководителя пункта приёма экзаменов.

Часть II (см Часть I)

13. Учителю во время учебного процесса, ограниченного количеством учебных часов, очень сложно проводить уроки в соответствии с ФГОС и готовить к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, так как обязательная программа в корне отличается от самого ЕГЭ и ОГЭ. Данная коммерческая ниша заполнена в большинстве своем репетиторами. При обучении за рубежом в связи с этим возникает множество сложностей. Как Министерство образования видит решение этой проблемы?

В сети Интернет имеется множество электронных образовательных ресурсов, которые могут быть использованы для самостоятельного обучения, подготовки к итоговой аттестации. Среди них:

– «Российская электронная школа» (http://resh.edu.ru/) включает полный школьный курс уроков от лучших учителей России; информационно-образовательную среду, объединяющую ученика, учителя, родителя и открывающую равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий;

– «Система подготовки к ЕГЭ» (https://goege.org/) позволяет: подготовиться к ЕГЭ по ключевым дисциплинам и увеличить шансы попасть в желанный ВУЗ; бесплатно смотреть видеолекции и сдавать пробные варианты ЕГЭ; получить подсказки, какие темы необходимо подучить для полной уверенности в хорошей оценке; выбрать преподавателя для индивидуальной консультации, высылать ему домашние задания на проверку, а также сдавать пробные варианты ЕГЭ;

– Существует также большое количество платных проектов: Uchi.ru, maximumonline.ru и т.д.

14. Существует ли система дистанционного онлайн-обучения для детей и подростков, проживающих за рубежом? Как она работает? Где можно узнать подробности?

Министерством просвещения Российской Федерации организована разработка интерактивных уроков, которые полностью соответствуют российским федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам по всему школьному курсу с 1 по 11 класс, построенному на основе передового опыта лучших учителей России.

Интерактивные уроки размещены в открытом доступе (http://resh.edu.ru) в интересах всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (одаренные дети, дети-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в форме семейного образования и (или) самообразования; обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и обучающиеся, проживающие за пределами Российской Федерации, в том числе соотечественники за рубежом).

Кроме того, разработаны и функционируют образовательные порталы «Образование на русском» (https://pushkininstitute.ru/) и «Универсариум» (https://universarium.org/), цифровая информационно-образовательная среда «Мобильное Электронное Образование» (https://mob-edu.ru/). Полный перечень информационных и образовательных ресурсов, включающих также системы дистанционного онлайн-обучения для детей и подростков, представлен на портале «Система поддержки русских школ» (http://russchools.org/resources).

С 2001 года в Москве функционирует образовательное учреждение «Открытая Русская Школа», осуществляющее дистанционное обучение школьников, живущих за рубежом.

Учащиеся, находясь в стране проживания, проходят учебный курс в московской школе в соответствии с российскими образовательными стандартами, консультируются и задают вопросы учителям, выполняют учебные задания. По окончании курса дистанционного обучения выпускники проходят государственную итоговую аттестацию, в том числе в формате Единого Государственного экзамена.

По условиям сотрудничества и обучения можно проконсультироваться по телефону +7 (495) 669-54-12, ссылка на официальный сайт: http://www.ymk.ru/?q=node/201&menu=4.

В рамках портала Института Пушкина (https://pushkininstitute.ru/) действует специальный сайт «Русский язык для наших детей». Этот сайт был создан для поддержки образовательной деятельности на русском языке в зарубежных школах, а также российских школах с большой долей учеников-инофонов.

Учебно-игровое русскоязычное пространство сайта содержит широкий спектр образовательного интерактивного мультимедиа контента для индивидуальных и коллективных занятий русским языком в школе и дома. Учебно-методический материал распределён по нескольким разделам, которые регулярно пополняются новыми ресурсами:

— «Игровая площадка» содержит увлекательные и познавательные задания для детей от 5 лет;

— «Школьный двор» ориентирован на детей разных возрастных групп. В этом разделе имеется возможность в процессе игры ознакомиться с русскими традициями, историей и культурой;

— «Читальный зал» представляет собой электронный сборник озвученных текстов для уровней A1, А2, В1 и В2 с методически выверенными интерактивными заданиями;

— в разделе «Я знаю русский?» представлена новая система сертификационного тестирования по русскому языку для учащихся-билингвов, которая, с одной стороны, строится «на основе общих европейских дескрипторов, определяющих уровень владения иностранным языком», а с другой – включает диагностику общего речевого развития ребенка на родном русском языке. В разделе также размещены распределительные тесты «Пробуем свои силы», позволяющие каждому узнать свой примерный уровень владения языком, тренировочный или тестовый практикум «Тренируемся» для самостоятельной подготовки к тестированию, а также типовой тест «Проверяем себя», который представляет собой собственно уровневое тестирование, которое по своему формату полностью совпадает с сертификационными экзаменами;

— раздел «Я учу русский!» включает разнообразные учебные материалы, которые представляют собой некое учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности в школах русского языка за рубежом. В том числе представлены материалы, позволяющие самостоятельно освоить первоначальные навыки чтения и письма, а также доступен краткий страноведческий курс.

Кроме того Институт Пушкина реализует программы «Практический курс РКП» в дистанционной форме, в том числе с использованием ресурсов портала «Образование на русском». В таком же формате возможна и организация программ подготовительного факультета (подготовка иностранных граждан к обучению в российских вузах).

15. В ряде стран существуют ассоциации учителей русского языка, в некоторых случаях (например, Ирландия) проводится поддержка данных организаций со стороны местного департамента образования. Есть ли заинтересованность в поддержке данных организаций и налаживании взаимодействия с Министерством образования РФ?

Безусловно, ассоциации и другие формы объединения русистов в зарубежных странах – это важный ресурс продвижения русского языка за рубежом. В первую очередь данный вопрос относится к компетенции Минпросвещения России.

Часто такие ассоциации являются драйверами процесса интеграции русского языка в образовательную систему страны. Нередко в число авторитетных русистов входят работники органов исполнительной власти зарубежных стран (министерств образования), которые могут оказывать большое влияние на принятие решений. Так, в США и некоторых странах Европы силами инициативных групп местных русистов удалось внести тест по русскому языку в перечень тестов, результаты которых учитываются при поступлении в высшие учебные заведения зарубежных стран. Этот факт существенно повысил мотивацию к выбору русского языка в качестве второго или третьего иностранного языка в школах.

16. С какими странами в настоящий момент существуют соглашения Российской Федерации о признании образования и двустороннем сотрудничеством в области образования? С какими странами ведется работа по заключению подобных соглашений?

Данный вопрос относится к компетенции Департамента международного сотрудничества Минобрнауки России. Подробная информация размещена на портале Национального информационного центра по вопросам признания образования и (или) квалификации, ученых степеней и званий, полученных в иностранном государстве ФГБУ «Главэкспертцентр» (http://nic.gov.ru/ru/help/analyze).

17. Каким образом решается вопрос распределения квот на курсы повышения квалификации для учителей из зарубежья? Каковы квоты по странам/регионам, где можно ознакомиться с подобной информацией?

Ежегодно Россотрудничество определяет потребности зарубежных стран в подготовке национальных кадров, а также учитывает предложения по подготовке зарубежных кадров с учетом международных обязательств Российской Федерации в сфере образования. На основании указанных предложений составляется план приема иностранных граждан по каждой стране, в котором могут быть учтены места для повышения квалификации педагогов.

Информация о размере квоты по странам носит не публичный характер и не подлежит распространению.

18. Где можно узнать информацию о выездных семинарах для учителей русских школ за рубежом? Существует ли график проведения подобных семинаров по странам и как с ним заранее ознакомиться?

Информация о выездных семинарах для учителей русских школ за рубежом размещается на официальных сайтах представительств Россотрудничества за рубежом (российские центры науки и культуры, российские информационно-культурные центры, российские дома науки и культуры, российские культурные центры и их отделения), на базе которых (или на базе их партнерских организаций) проводятся семинары для учителей русских школ.

Анонсы мероприятий и новости в сфере образования можно также найти на портале «Образование на русском» (www.pushkininstitute.ru). Миссия данной образовательной платформы, созданной в 2014 году в сотрудничестве с крупнейшими российскими вузами и при поддержке Министерства образования и науки РФ, – продвижение русского языка и образования на русском в мире. В 2017 г. портал был зарегистрирован как СМИ и сегодня платформа, помимо образовательной функции, носит информационный характер, являясь агрегатором новостей в мире русского языка и предоставляя всем зарегистрированным пользователям – преподавателям, организациям и индивидуальным пользователям – возможность размещать информацию о мероприятиях, проводимых организациями-партнерами института в области русского языка.

19. Где можно ознакомиться с графиком проведения образовательных конкурсов и олимпиад для детей соотечественников, проживающих за рубежом? Существует ли возможность подписаться на электронную рассылку, чтобы своевременно получать информацию о проводящихся для соотечественников конкурсах и мероприятиях, организуемых в РФ при поддержке госструктур?

С информацией об образовательных конкурсах и олимпиадах для детей соотечественников, проживающих за рубежом, можно ознакомиться на официальном сайте Минпросвещения России.

Информацию о мероприятиях, которые проводятся на площадках представительств Россотрудничества за рубежом, можно получить на официальных сайтах представительств Россотрудничества. Контакты всех представительств Россотрудничества можно найти на сайте Россотрудничества (http://rs.gov.ru/ru/contacts).

Институтом Пушкина выпускается ежемесячный электронный дайджест событий в мире русского языка — Обозреватель «Русский язык в мире», который доступен пользователям по подписке на безвозмездной основе. Каждый номер содержит материалы о ключевых событиях в сфере русского языка и российского образования. Контент Обозревателя формируется на основе официальных сайтов Президента и Правительства РФ, Минобрнауки России, российских и зарубежных университетов и других образовательных организаций, новостей партнеров портала «Образование на русском», эксклюзивных материалов, подготовленных Институтом Пушкина специально для электронного издания. Каждый месяц Обозреватель получают более 27 000 пользователей из 172 стран: партнеры портала «Образование на русском», посольства зарубежных стран в России, посольства РФ и представительства Роесотрудничеетва за рубежом, профессиональные объединения преподавателей русского языка, ассоциации соотечественников, университеты, школы и другие образовательные организации. Подписаться на Обозреватель можно на официальном сайте Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина: http://www.pushkininstitute.ru.

20. Существуют ли онлайн курсы и вебинары для преподавателей русского языка и других предметов? Где об этом можно узнать?

Онлайн курсы и вебинары для преподавателей русского языка и других предметов проводятся различными российскими организациями. Информацию о них можно найти на официальных сайтах представительств Россотрудничества за рубежом, на портале «Система поддержки русских школ» (http://russchools.org/), на портале «Образование на русском» (https://pushkininstitute.ru/) и сайтах российских образовательных организаций высшего образования и иных организаций, которые их проводят.

На портале «Образование на русском» Институтом Пушкина помимо бесплатных методических вебинаров регулярно проводятся онлайн-лекции по русскому языку и литературе.

Анонсы вебинаров публикуются на портале в специальном разделе (https://webinar.pushkininstitute.ru/webinars.php), в ленте новостей, а также в Обозревателе «Русский язык в мире» (выпускаемый Государственным институтом русского языка им. А.С.Пушкина: http://www.pushkininstitute.ru).

Портал предоставляет каждому желающему возможность бесплатного дистанционного изучения русского языка, а преподавателям-русистам – пройти программы дополнительного профессионального образования. В настоящее время на портале представлены электронные образовательные ресурсы, в числе которых массовые открытые онлайн курсы (МООК), видео-уроки для изучающих русский язык, видеофильмы культурно-просветительской тематики, видеозаписи лекций ведущих преподавателей института, видеозаписи вебинаров по вопросам практической методики преподавания русского языка.

Ключевыми онлайн-курсами портала являются: «Русский как иностранный», онлайн-курсы повышения квалификации преподавателей русского языка, ресурс «Русский для наших детей», ресурс «Лингвострановедческий словарь «Россия», «Интерактивные авторские курсы».

Ряд онлайн-курсов портала также можно найти в реестре одного окна (onlm.edu.ru), который разработан в рамках развития приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

21. Каким образом решается вопрос поступления в российские ВУЗы детей, являющихся гражданами Российской Федерации, но постоянно проживающих за рубежом и не посещавших русские школы? С данных детей требуют сдачу ЕГЭ, который по объективным обстоятельствам они сдать не могут. Возможно ли приравнять данных детей к иностранцам, либо же выделить в отдельную категорию, либо иным образом решить данный вопрос, обеспечив тем самым возможность обучения в ВУЗах Российской Федерации?

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.05.1999 г. №99-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) соотечественниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства.

В соответствии с п. 4 ст. 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» соотечественники имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации.

Исходя из ст. 21 приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 14 октября 2015 г. № 1147 (далее – Порядок приема) отдельные категории поступающих на базе среднего общего образования могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно.

К отдельной категории относятся, в том числе лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях и не сдавали ЕГЭ в указанный период).

Соотечественники могут поступать в вузы, сдав по своему усмотрению единый государственный экзамен (ЕГЭ), либо сдав внутренние вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно (без предъявления результатов ЕГЭ). Перечень вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно по каждому направлению подготовки или специальности, совпадает с перечнем предметов, по которым необходимо предоставить результаты ЕГЭ для поступления в вуз. Перечень, а также программы вступительных испытаний размещаются на официальном сайте каждого вуза.

При поступлении на обучение в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 99-ФЗ соотечественник предоставляет помимо документов, указанных в Порядке приема, оригиналы или копии документов, предусмотренных ст. 17 Федерального закона № 99-ФЗ.

22. Возможно ли организовать выездные мастер-классы по русскому языку для детей-билингов и детей соотечественников?

В настоящее время Россотрудничество не уполномочено проводить обучающие мероприятия для детей, поскольку в соответствии с российским законодательством об образовании указанные мероприятия относятся к реализации основных или дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых непосредственно организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность, в которую зачислены дети. Россотрудничество организует выездные мастер-классы для преподавателей русского языка, в том числе в рамках реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

При этом такую помощь можно организовать дистанционно, например, через сайт Института Пушкина «Русский язык для наших детей». В разделе «Чтение и письмо» уже размещён ресурс «Учимся читать сами», посвященный букварному периоду обучения грамоте, во время которого формируются первоначальные навыки чтения и письма. Этот учебно-методический ресурс содержит 35 занятий (видео-уроков). Для реализации главной методической задачи – научить ребенка читать – ресурс содержит обширный материал для отработки практических навыков чтения. Дети могут работать с ресурсом как в сопровождении взрослых, так и самостоятельно.

В этом же разделе («Чтение и письмо») в ближайшее время появится еще один интерактивный ресурс, состоящий из 10 видео-уроков. Во время занятий дети смогут прочитать с преподавателем Института Пушкина произведения разных жанров: интересные рассказы, удивительные сказки, веселые стихи и очерки страноведческой тематики. Наряду с классикой они познакомятся с произведениями, созданными в наше время.

С целью сообщения необходимых знаний о культуре и истории России детям, проживающим за рубежом, на сайте «Русский язык для наших детей» размещён ресурс «О России. Вопросы и ответы». Курс включает 27 страноведческих тем.

На базе этого ресурса разработан учебный курс, состоящий из 10 видео-уроков. Основная задача этого курса – методическая помощь педагогу в организации занятий и презентации необходимого минимума информации о природе, населении, хозяйстве, культуре, истории, социальной организации России, а также сведений о нормах и стереотипах поведения в российском обществе.

23. Где преподаватели-иностранцы могут пройти курсы повышения квалификации? Каким образом проводится запись на эти курсы? Оказывается ли финансовая поддержка для проезда, проживания и обучения?

Информацию о реализуемых Россотрудничеством в стране пребывания программах повышения квалификации для преподавателей русского языка и других предметов, преподавание которых осуществляется на русском языке, можно получить, обратившись в представительство Россотрудничества в стране пребывания. Обучение по таким программам осуществляется на безвозмездной основе.

Курсы повышения квалификации для преподавателей-иностранцев также проводятся российскими образовательными организациями высшего образования и иными организациями, в том числе по заказу Минпросвещения России. Вопросы финансовой поддержки для проезда, проживания и обучения определяются этими организациями самостоятельно.

Кроме того, профессиональная подготовка и переподготовка преподавателей возможна в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Для чего кандидатам при представлении документов в посольство Российской Федерации/представительство Россотрудничества за рубежом посредством информационно-аналитической системы RUSSIA.STUDY (http://russia.study/) необходимо указать какую дополнительную профессиональную программу подготовки, программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программу ассистентуры-стажировки они желают освоить.

Преподаватели могут пройти курсы повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовке на портале «Образование на русском» (www.pushkininstitute.ru). В разделе «Преподавателям» представлены программы для педагогов, которые учат иностранцев русскому языку или ведут преподавание на русском языке за рубежом. На портале также можно принять участие в вебинарах, лекциях и мастер-классах по различным аспектам русского языка, литературы и других гуманитарных дисциплин.

Институт Пушкина также реализует программы повышения квалификации педагогов-русистов в очной форме на бюджетной и коммерческой основе.

Для обучения на бюджетной основе (в рамках квоты Правительства Российской Федерации на образование иностранных граждан) необходимо обратиться в представительство Росcотрудничества или Посольство РФ в стране и подать заявку на обучение. Прием заявок осуществляется до 1 марта на следующий учебный год. В данном случае слушатели оплачивают проезд, оплата проживания осуществляется на льготной основе, обучение – бесплатно.

Информация о наборе на обучение по программам повышения квалификации на коммерческой основе размещена на сайте Института Пушкина.

24. Какие виды экзаменов на знание русского языка существуют для иностранных граждан?

В настоящее время существуют две основные формы мероприятий, определяющих уровень владения русским языком для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации: экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (далее – Комплексный экзамен), а также государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку (далее – ТРКИ).

Порядок проведения Комплексного экзамена и ТРКИ утверждены приказами Минобрнауки России № 1156 от 29 августа 2014 года и № 667 от 18 июня 2014 года соответственно.

Комплексный экзамен сдают иностранные граждане, желающие получить патент на трудовую деятельность, разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство Российской Федерации. Комплексный экзамен включает: модуль по русскому языку; модуль по истории России; модуль по основам законодательства Российской Федерации.

ТРКИ проводится в целях определения уровня владения и степени сформированности у иностранного гражданина коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному языку в соответствии с уровнями владения русским языком как иностранным языком и требованиями к ним, утверждаемыми Минобрнауки России. Общее владение русским языком как иностранным включает шесть уровней: элементарный, базовый, I сертификационный, II сертификационный, III сертификационный, IV сертификационный. Тест по каждому уровню состоит из пяти компонентов (субтестов): лексика, грамматика, чтение, аудирование, письмо, говорение. Для успешной сдачи экзамена необходимо набрать не менее 66% по каждому субтесту. После успешного прохождения ТРКИ гражданину выдаются соответствующие документы, которые позволяют ему в зависимости от цели получения совершать те или иные действия юридического характера, например, предъявить сертификат при поступлении на работу (как в Российской Федерации, так и в стране пребывания), в российские вузы и т.д.

В приложении вы найдёте скан этого документа.

Русская школа за рубежом

Русская школа за рубежом 2 часть

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s