Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Моя русская грамматика

Когда мы общаемся на родном языке, то не думаем о том как он устроен. Мы рассказываем о каких-то событиях, просим о чем-нибудь или спрашиваем и не вспоминаем правила, по которым мы всякий раз строим свое высказывание, хотя в их существовании не сомневаемся. Знание «как сказать» — результат нашего практического опыта.

Ребенок (6-7 лет), для которого русский язык не родной, тоже овладевает русским языком исключительно на практической основе. Однако, даже постоянно находясь в языковой среде, он нуждается в регулярных занятиях русским языком по специальной методике. На таких занятиях им усваиваются не только различные языковые единицы: звуки, слова, словосочетания, предложения, но и правила их создания, соединения и употребления в речи. Процесс усвоения этих правил, в сущности, и является грамматическим развитием ребенка.

Современные исследования показали, что скачок в развитии речи связан не столько с быстрым накоплением слов в детском лексиконе, сколько с появлением навыков вычленять словоизменительные и словообразовательные элементы из речи и использовать их в соответствии с правилами, существующими в языке.

Аналогично естественному речевому онтогенезу на начальном этапе усвоения грамматики неродного языка доминирующим является овладение его словоизменительной системой. В этот период ребенок активно учится использовать различные формы слова для построения коммуникативно значимой фразы.

Однако полноценная коммуникация невозможна без владения не только словоизменительной, но и словообразовательной системой языка. Овладение словообразовательной системой языка становится ведущей задачей на следующем этапе грамматического развития. Поэтому обучение русскому языку условно можно разделить на два этапа. На первом этапе основное внимание уделяется словоизменительной системе, а на втором более подробно рассматриваются словообразовательные модели изучаемого языка.

При этом формирование коммуникативной компетенции ребенка предполагает освоение всех грамматических явлений исключительно на синтаксической основе. Чем лучше ребенок освоил способы словообразования и словоизменения, тем больше он знает способов построения предложения. И именно в предложениях он имеет возможность закреплять, совершенствовать новые словообразовательные и словоизменительные навыки.

Учить русский язык достаточно трудно. Поэтому возрастает роль методических приемов, которые стимулируют активное использование различных грамматических форм уже на самых ранних этапах обучения, потому что именно коммуникативность и практическая направленность позволяет сделать этот процесс привлекательным. Одна из первостепенных задач обучения по методике «русский как иностранный» — формирование живой заинтересованности в изучении языка.

По методике РКИ (русский язык как иностранный) успешно работают и с русскоязычными детьми, которые с трудом осваивают систему родного языка.

moya_rus_gramma

Unknown д

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s